РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Ритуальное действие первое очень простое. Выполняется оно с целью придания
вращению вихрей дополнительного момента инерции. Говоря проще, с помощью
первого ритуального действия мы как бы разгоняем вихри, придавая их вращению
скорость и стабильность.
Исходное положение — стоя прямо, руки горизонтально вытянуты в стороны на
уровне плеч. Приняв его, нужно начать вращаться вокруг своей оси до тех пор,
пока не возникнет ощущение легкого головокружения. При этом очень большое значение
имеет направление вращения — слева направо. Другими словами, если бы вы стояли
в центре лежащего на полу большого циферблата, обращенного лицевой стороной
вверх, то вращаться нужно было бы по часовой стрелке. Женщины
вращаются в ту же самую сторону (Почему вращение осуществляется непременно
слева направо? Дело в том, что для буддистов такое вращение имеет символическое
значение. Вот как писал об этом наш известный журналист-международник
В.Овчинников в своем «Репортаже с «крыши мира»: «Каждый буддист... старается
как можно чаще напоминать себе изречение Будды о том, что нынешняя жизнь есть
следствие жизни прошлой и причина будущей. Символом этого «кольца причинности»
для верующих является вращение по часовой стрелке...
Теперь... становятся понятными многие вещи, с которыми мы так часто
сталкивались в Тибете. Так вот почему нас всегда предупреждали, что, обходя
храм, можно двигаться только слева направо! Так вот для чего служат молитвенные
колеса у стен монастырей — нечто вроде закрепленных на вертикальной оси бочек,
которые каждый прохожий должен прокрутить. Людей, вращающих на ходу маленькие
молитвенные колеса, похожие на ручные трещотки, можно встретить и на дорогах. А
вереницы паломников, с утра до вечера шагающих вокруг какой-нибудь священной
статуи или горы? Во всех случаях вращение по часовой стрелке символизирует
собой молитву»).
Подавляющему большинству взрослых людей для начала достаточно полдюжины раз
обернуться вокруг своей оси, чтобы ощутить головокружение. Потому ламы
рекомендуют начинающим ограничиваться тремя оборотами. Если после выполнения
первого ритуального действия вы почувствуете потребность присесть либо прилечь,
дабы избавиться от головокружения, — обязательно последуйте этому естественному
требованию вашего тела.
В период начального освоения ритуальных действий очень важно не
переусердствовать. Старайтесь никогда не переходить ту грань, за которой легкое
головокружение переходит в весьма заметное и сопровождается слабыми приступами
тошноты, поскольку практика последующих ритуальных действий в этом случае может
вызвать рвоту. Со временем, по мере практики всех пяти ритуальных действий, вы
постепенно обнаружите, что можете вращаться все больше и больше, не доводя себя
до ощутимого головокружения.
Кроме того, чтобы отодвинуть предел головокружения, можно воспользоваться
приемом, который широко применяют в своей практике танцоры и спортсмены-фигуристы.
Прежде чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой-нибудь неподвижной
точке прямо перед собой. Поворачиваясь, не отрывайте взгляд от избранной вами
точки, сколько это будет возможно. Когда же из-за поворота головы точка
фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая
вращение туловища, и как можно быстрее снова «захватите» взглядом свой
ориентир. Такой прием позволяет довольно заметно отодвинуть предел
головокружения.
«Пляшущие дервиши», которые, часами не останавливаясь, вращаются вокруг
своей оси в странном религиозном танце во-первых, всегда вращаются в одном и
том же направлении — слева направо, то есть по часовой стрелке, а во-вторых,
все они выглядят очень сильными и моложавыми — никакого сравнения с обычными
людьми того же возраста.
Дервиши в своей практике пользуются тем же самым принципом, однако до водят
его до абсурда. В результате гиперстимуляции во взаимодействии тела и вихрей в
какой-то момент наступает серьезный дисбаланс. Происходит нечто вроде внутреннего
взрыва, который дервиши трактуют как «психическое прозрение» — своего рода
вспышку религиозного просветления. Однако в большинстве случаев этот «взрыв»
оказывает разрушительное действие на тело и имеет очень мало общего с истинным
просветлением.
В отличие от дервишей, ламы в своей практике никогда не доводят себя до
полного изнеможения, вращаясь не несколько сотен раз, а всего лишь раз
десять-двенадцать — ровно столько, сколько в каждом конкретном случае
необходимо для стимуляции вихрей. Максимальное же число оборотов за один раз в
большинстве случаев не превышает двадцати одного.